БлогДневники выздоравливающих
Сегодня пытался сформулировать свою цель, исписав кучу бумаги.
Сегодня пытался сформулировать свою цель, исписав кучу бумаги. Я понял, что у меня самая простая и обыкновенная цель. Я хочу создать семью и сделать ее счастливой. Для этого я буду работать и постоянно развиваться, как в умственном, так физическом и духовном плане. Но чтоб сделать кого-то счастливым и подарить любовь. Мне стоит начать с себя. Только полюбив себя — я смогу поделиться с другими. Вывод: моя цель заботиться о себе. Удовлетворять свои потребности, сохранять трезвость, вести здоровый образ жизни, ценить жизнь и то время, которое мне отведено.
П.Я.
03.04.2020 г.
Гармония
межличностных отношений представляет собой:
- равенство субъектов отношений, их позиций;
- зависимость субъектов отношений как обусловленность их друг
другом, предполагающая наличие обоюдной потребности, желания и т.п. продолжать
отношения; - взаимность отношений, предполагающая совместность, общность чувств
по отношению друг к другу, их единство. - Гармоничные отношения — стабильные отношения, которые предполагают
длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающие положительные чувства у
обоих партнеров.
Дисгармония
межличностных отношений представляет собой:
- ослабление взаимосвязи между субъектами отношений, отсутствие
единства, согласия между ними; ослабление позитивных эмоциональных связей между
субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами; - гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз»
(по Э.Фромму); - повышение напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности
в отношениях; - снижение диалогичности (самоценности и конструктивности)
отношений, появление переживания одиночества у субъектов отношений; - выраженная созависимость в отношениях, приводящая к переживанию
субъективного неблагополучия и неудовлетворенности отношениями.
На основе
описанных выше теоретических положений была разработана методика «СОМО» —
субъективная оценка межличностных отношений.
Назначение
методики — определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с
помощью самооценок обследуемого.
Предмет данной методики —
напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между
людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.
Методика может
проводиться как в групповом, так и в индивидуальном вариантах. Испытуемым
предъявляется текст опросника, содержащий 40 пунктов. Каждый пункт опросника
предполагает 7 вариантов ответов, приведенных в инструкции.
При обработке
за ответ «полностью
не согласен» — присваивается 1 балл,
за ответ «согласен
в малой степени» — 2 балла,
за ответ «согласен
почти наполовину» — 3 балла,
за ответ «согласен
наполовину» — 4 балла,
за ответ «согласен
более чем наполовину» — 5 баллов,
за ответ «согласен
почти полностью» — 6 баллов и
за ответ «согласен
полностью» — 7 баллов»
Обработка
результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в
соответствующую шкалу (см. табл. 1).
Затем сырые баллы
переводятся в шкальные оценки (шкала стенов) по нормативным таблицам,
соответствующим полу обследуемого (табл. 2 и 3).
Для удобства
регистрации результатов можно использовать лист для ответов.
Стеновые значения
по каждой шкале суммируются и образуют итоговый балл — «Индекс дисгармоничности
отношений»; полученные значения переводятся в шкалу вторичных стенов.
Таблица 1
Ключи к опроснику сомо
Шкалы опросника | Номера утверждений |
Напряженность отношений (Н) (в шкале 11 пунктов) |
4, 8, 11, 19, 22, 26, 30, 35, 36, 38, 40 |
Отчужденность в отношениях (О) (в шкале 11 пунктов) | 1, 5, 9, 12, 15, 23, 27, 31, 34, 37, 39 |
Конфликтность в отношениях (К) (в шкале 9 пунктов) |
2, 6, 13, 16, 18, 20, 24, 28, 32 |
Агрессия в отношениях (А) (в шкале 9 пунктов) |
3, 7, 10, 14, 17, 21, 25, 29, 33 |
Для удобства
обработки целесообразно сделать четыре — по количеству шкал, листа для ответов
и изготовить ключи-шаблоны, сделав прорези (окошечки) в ячейках таблицы,
соответствующих пунктам данной шкалы.
В правой части
таблицы в бланке для ответов перечислены названия шкал (Н — напряженность
отношений, О —отчужденность в отношениях, К — конфликтность в отношениях, А —
агрессивность в отношениях).
Еще правее
находятся две свободные клетки: для записи сырого и стандартного балла
(стена). В каждом ключе-шаблоне следует сделать прорезь для названия шкалы и
для ячейки, в которую будет записан подсчитанный суммарный балл.
Накладывая на
обрабатываемый лист для ответов поочередно все ключи-шаблоны, можно быстро, и
с меньшей вероятностью ошибок, подсчитать сумму баллов по каждой шкале.
Вычисленную сумму надо написать в свободную ячейку таблицы, рядом с названием
данной шкалы. Так получается столбец сырых шкальных баллов. Сырые шкальные
баллы переводятся в стены (таблицы 2 и 3 в зависимости от пола обследуемого).
Итоговый балл
представляет собой сумму стенов по каждой шкале, которая затем переводится во
вторичные стены. Для этого используется таблица перевода (таблица 4).
Если
предполагается только корреляционный анализ, то можно оперировать сырыми
оценками.
Таблица 2
Нормативная таблица перевода сырых баллов в стандартные
(стены) для мужской выборки (N = 383) для шкал опросника СОМО
Шкалы | Стены | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Н | ≤17 | 18-23 | 24-29 | 30-35 | 36-41 | 42-47 | 48-53 | 54-59 | 60-65 | ≥66 |
О | ≤18 | 19-24 | 25-30 | 31-36 | 37-42 | 43-48 | 49-54 | 55-60 | 61-66 | ≥67 |
К | ≤15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 | 36-40 | 41-45 | 46-50 | 51-55 | ≥56 |
А | ≤16 | 17-21 | 22-26 | 27-31 | 32-36 | 37-41 | 42-46 | 47-51 | 52-56 | ≥57 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Таблица 3
Нормативная таблица перевода сырых баллов в стандартные
(стены) для женской выборки (N = 516) для шкал опросника СОМО
Шкалы | Стены | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Н | ≤16 | 17-22 | 23-28 | 29-34 | 35-40 | 41-46 | 47-52 | 53-58 | 59-64 | ≥65 |
О | ≤20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 | 36-40 | 41-45 | 46-50 | 51-55 | 56-60 | ≥61 |
К | ≤13 | 14-18 | 19-23 | 24-28 | 29-33 | 34-38 | 39-43 | 44-48 | 49-53 | ≥54 |
А | ≤14 | 15-19 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | ≥55 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Таблица 4
Нормативная таблица для итогового балла опросника
СОМО (N = 899, из них 383 мужчины и 516 женщин)
Вторичные стены |
|||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
≤10 | 11-13 | 14-16 | 17-19 | 20-22 | 23-25 | 26-28 | 29-31 | 32-34 | ≥35 |