Эволюционный подход в основе развития созависимости - Лемпинский наркологический реабилитационный центр

БлогНовости

Эволюционный подход в основе развития созависимости

Размещено 02.11.2018 | Рубрика : Блог,Новости | Комментарии к записи Эволюционный подход в основе развития созависимости отключены

Суть эволюционного подхода заключается в том, что ребенок до двенадцати лет проходит очень важные стадии развития: стадии соединения и отделения.

Если эти стадии не завершаются, то развивается созависимость. Когда эти стадии не завершаются по какой-либо причине, то человек будет пытаться завершить эти стадии в течение всей оставшейся жизни.

Если стадия соединения не завершена, то человек будет чрезмерно привязанным и зависимым.
Если не завершена стадия отделения, то человек будет слишком обособленным и контрзависимым.
Если не завершились обе стадии, то человек будет двигаться по кругу между двумя этими крайностями.

Различные ситуации, напоминающие то, что происходило в жизни ранее и связаны с не завершением стадий развития, способствуют тому, что незавершенный процесс актуализируется.

Как стадии развития взаимоотношений происходит в норме?

1. Стадия созависимости с момента рождения. На этой стадии ребенок и его мама не ощущают отдельности друг от друга. Эта связь создает условия для того, чтобы мама ухаживала за ребенком и удовлетворяла его потребности. Именно в эту стадию формируется доверие.

Голос и лицо матери (а также отца) в то время, когда она держит ребенка на руках и кормит его, тактильные ощущения кожи и запаха – сигналы порядка и постоянства в мире ребенка.

В этот период крайне важны тактильные ощущения «кожа к коже», причем не только с матерью, но и с отцом (это будет играть большую роль во второй стадии).

Завершается эта стадия, когда ребенок начинает ползать, а затем ходить.

Препятствием к нормальному прохождению первой стадии – созависимости могут быть: болезнь ребенка, болезнь матери (в том числе депрессия) после родов и в возрасте до года, эмоциональные конфликты родителей, приводящие к тревоге и напряжению в этот период.

Для перехода ко второй стадии необходимо завершение первой.

Этот переход обеспечивается тем лучше, чем полнее обеспечивается соединение с родителями (матерью и отцом) в первые месяцы жизни.

Если мать и отец не прошли эту стадию и не соединились с ребенком, то вероятно они будут невнимательны и в общении с ребенком будут возникать трудности в дальнейшем. Ребенок, не прошедший этой стадии будет чрезмерно привязан к ним. Он будет бояться окружающего мира и происходящих перемен. С трудностями и осторожностью будут приближаться к другим людям и исследовать неизвестное им.

2. Стадия противозависимости до 3 лет. Цель этой стадии – отделение. Ребенок активно исследует мир и отделяется. Ребенок начинает осознавать свои собственные потребности и желания, чувствовать себя отдельной личностью. В этот период дети часто пытаются делать все сами и нередко можно услышать: «Я сам». Родители начинают взаимодействовать больше друг с другом, с другими людьми и окружающим миром.

Малер в 1986 году выделила в этой стадии четыре подстадии:

Дифференциация (5-11 месяцев)

Ребенок только начинает видеть себя отдельно от матери. Сначала он исследует лицо родителей, потом начинает ползать и при этом старается быть рядом с родителями (в зоне слышимости их голосов).

10-16 месяцев ребенок начинает ходить и исследовать окружающее пространство. При этом он отдаляется от родителей. Важно на этой подстадии говорить ребенку «да», чаще чем «нет» и по возможности не ограничивать его движений и исследований, следя при этом за безопасностью.
15 месяцев – 2 года ребенок вновь возвращается к исследованию личностей родителей после исследования окружающего мира. При этом он начинает осознавать отдельность и может быть несколько испуган этим фактом. При этом он старается держать родителей в поле зрения.

В этот период характерны вспышки злости и гнева, как выход фрустрации и напряжения. При окончании вспышки ребенок ощущает покой и готов прощать и получать прощение. Крайне важны при этом объятия родителей и слова, подтверждающие их любовь. Взгляд родителей на то, что недопустимо прощать и забывать подобные вспышки лишь усугубят ситуацию.

2-3 года

Внутри ребенка борются две силы: желание прежнего блаженства в близости с родными и стремление к отделению. Разрешение этой борьбы происходит при помощи постоянства объекта.

Постоянство объекта заключается в способности видеть себя и других в качестве отдельных объектов с хорошими и плохими качествами.

Если ребенок попадает в сложную ситуацию в момент отдаления. Например, убежал далеко от родителей и упал, при этом испугался и получил ссадину. Он надеется, что мама или папа будут рядом и создадут для него комфорт.

Если постоянства объекта нет, то отношение ребенка к родителю меняется в зависимости от того, рядом он(а) или нет. Если родитель рядом, то он(а) хороший(ая), если нет рядом – плохой(ая).

При отсутствии родителя ребенок может фантазировать, что мама и папа больше не любят его или бросили его. При этом сам он чувствует себя плохим.

В то время, когда один родитель недоступен, второй может замещать его для сохранения постоянства объекта.

К трем годам постоянство объекта у ребенка развивается и положительный образ родителей может сохраняться, даже когда их нет рядом. Представления о «хорошем» родителе и «хорошем» себе уже сформированы.

В этот момент говорят о «психологическом рождении».

Важно, чтобы оба родителя присутствовали в этом процессе с самого начала для формирования связи и с мамой и с папой.

Роль родителей в процессе психологического рождения заключается в том, чтобы давать ребенку воспитывающую поддержку и при этом поддерживать друг друга.

Если постоянство объекта отсутствует, то обособленности и автономии не развивается. Ребенок в таком случае не в состоянии принять, что родители не идеально хорошие и не абсолютно плохие.

3. Стадия независимости с 3 до 6 лет. Ребенок уже может действовать автономно, но связь с родителями и семьей сохраняется и ребенок живет и действует находясь в этой связи. Именно этот период наиболее благоприятен для посещения детских дошкольных учреждений.

4. Стадия взаимозависимостис 6 до 12 лет. Близость взаимоотношений с родными и другими людьми колеблется. Именно в этот период ребенок учится приближаться и отдаляться, не испытывая при этом дискомфорта.

Большое значение при прохождении этих важных стадий развития ребенком имеет прохождение этих стадий самими родителями. Нередко мать и отец сами воспитаны родителями, не прошедшими эти стадии. Тогда они могут не иметь необходимой поддержки, информации и навыков для завершения этой стадии развития. Сами родители при этом могут испытывать страх близости (поглащения) и отдельности. В результате ребенок получает противоречивые послания от родителей, что мешает процессу развития ребенка.

Для того, чтобы освободиться от созависимости необходимо обратиться к причинам ее возникновения, осознать их и затем проработать вместе с психотерапевтом, используя для прохождения стадий развития терапевтические отношения.

Комментирование закрыто.